Перейти к основному содержанию

Академия Вагановой представила в Москве балет «Щелкунчик»О гастрольном показе на страницах журнала «Балет» рассказывает Валерий Модестов в статье «“Щелкунчик”» – балет на все времена»

По традиции декабрь – время балетных «Щелкунчиков» во всех музыкальных театрах России. Вот уже несколько лет подряд Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой представляет на сцене Кремлевского Дворца этот легендарный спектакль Чайковского в постановке Василия Вайнонена. Осуществлять столь масштабный гастрольный показ в Москве вагановцам удается благодаря президентской программе «Приоритет 2030» – крупнейшему государственному проекту поддержки развития российских вузов.

Вряд ли композитор Чайковский, хореографы Иванов и Петипа думали в день премьеры «Щелкунчика» в декабре 1892 года, что их творению уготована столь долгая, порой трудная, но в целом счастливая вселенская жизнь. Тогда критики уничижительно брюзжали:

«Вообще «Щелкунчик» поставлен преимущественно для детей, для танцовщиц в нем – весьма мало, для искусства – ровно ничего» («Биржевая газета»); «Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее “Щелкунчика”»

(«Петербургская газета»)…

Тем не менее, балет продержался на петербургской сцене более 30 лет. Позже появились другие постановки: Александра Горского в Москве (1919), Фёдора Лопухова в Петрограде (1923)…

В 1934 году обновленный «Щелкунчик» вернулся на сцену Мариинского театра в редакции молодого хореографа Василия Вайнонена. В целом балет походил на первоначальную версию Иванова – Петипа, но появилось и новое. Во втором акте Вайнонен убрал из либретто город сладостей с непривычным русскому уху названием Конфитюренбург.

Спектакль заканчивался пантомимной сценой: проснувшаяся Маша понимает, что все чудеса ей только приснились. Девочка бежит к ёлке, где ее ждет игрушечный щелкунчик. Маша радостно прижимает куклу к себе:

«Благодарю тебя, милый Принц, за чудесную Рождественскую ночь… Я никогда этого не забуду».

Критика высоко оценила творение Чайковского – Вайнонена, а зрители – дети и взрослые – полюбили его, и, кажется, навсегда. На родной ему сцене Мариинского театра этот балет идет до сих пор – вот уже более 90 лет. А еще ежегодно Академия русского балета представляет этот спектакль с новым составом юных исполнителей – ровесников героев рождественской истории. Так «Щелкунчик» Вайнонена стал новогодней традицией не только для зрителей, но и для воспитанников Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

Живой спектакль дает бесценные возможности для учащихся всех возрастов и ступеней обучения показать себя в различных сценических танцах: бытовых, бальных, классических, народных, характерных, современных, которые определяют особенность русского балетного театра. И конечно, проявить по возможности ярко драматические способности и артистизм.

Хореографы и исполнители справедливо называют балет «Щелкунчик» энциклопедией сценического классического танца, а педагоги – учебником на все времена.
Только в театре в атмосфере сценического представления, к чему, собственно, и готовят будущих артистов, зрители могут собственными глазами увидеть и по достоинству оценить результаты повседневного кропотливого труда педагогов и учащихся прославленной академии, работающих по уникальной вагановской методике. Сохранение традиций, равнение на лучшие образцы хореографии и исполнительского искусства – основа профессионального воспитания артистов классического танца.

«Лучше «Щелкунчика» Вайнонена для детей ничего не придумано… Потому что здесь наиболее доступно, наиболее ясно представлена вся драматургия, вся хореография; потому что не надо ребенку объяснять, какой персонаж вышел, что на сцене происходит»

– сказал в одном из своих выступлений прославленный премьер Большого театра Николай Цискаридзе, многие годы танцевавший партию Принца в Рождественском спектакле главного театра страны, что было предназначено ему самой Судьбой – Цискаридзе родился 31 декабря. В Большом театре «Щелкунчик» с 1966 года идёт в постановке Юрия Григоровича, который родился 2 января. Вот и не верь после этого в магию цифр!

Но недолго мышам резвиться. Ожившие игрушки во главе со Щелкунчиком (Кирилл Попов) вступают в бой против армии мышиного Короля (Степан Гончаров). Увидев, что перевес оказывается на стороне мышей, Маша вскакивает с кресла и кидает в их короля туфельку. Мышиное войско отступает. Щелкунчик подаёт Маше руку. И тут за их спинами появляется Дроссельмейер. Волшебным образом он превращает Щелкунчика в прекрасного Принца (Игорь Гурин), а Машу – в Принцессу (Дарья Панькова), которых увлекает в волшебную сказку грёз «Вальс снежинок».

Снежинки, по задумке хореографа, порхают и кружатся, словно подгоняемые ветром, то поодиночке, то по две, то целыми «хлопьями». В их танце ощущается свежесть, прозрачность, фантазия и какая-то светлая грусть, которая сродни Чайковскому и Гофману.

На светлую и певучую музыку лирического адажио поставлен дуэт Маши и Принца. Это дуэт зарождения первой подростковой любви. Танец Маши и Принца проникнут надеждой и романтическим устремлением вдаль. Юные танцовщики демонстрировали не только отличную профессиональную выучку, но и умение создавать художественные образы на сцене.
Дарья Панькова стремилась показать лучшие качества воспитанниц вагановской школы: изящество поз, выразительность рук в сочетании с образностью исполнения. Замечательно исполнил свою партию Игорь Гурин. Танцовщик обладает легким, парящим прыжком, виртуозным вращением, выразительным жестом. Исполненный благородства и сказочной внешности, артист еще и прекрасный кавалер в дуэте.

Петербуржцы явили отлично станцованный и сыгранный актерский ансамбль. Браво оркестру под руководством дирижера Мариинского Валерия Овсяникова, браво педагогам-репетиторам, браво юным танцовщикам!!!

Второй акт – это по сути яркий ритмичный дивертисмент. Марина Усиченко и Иван Шевцов броско, зажигательно исполнили «Испанский танец». Интересным был «Восточный танец». Анастасия Остапенко и виртуозный Георгий Хай артистично представили в излюбленной Вайноненом кукольной манере «Китайский танец». Зрителям наверняка запомнился задорный «Трепак» в исполнении Дианы Румянцевой, Карины Сенько, Дмитрия Егорова и Матвея Алферова. Полина Алферова, Алина Иванова и Фёдор Константинов стильно станцевали Классическое трио.

Дивертисмент завершал с чувством исполненный студентами старших курсов «Розовый вальс».

Закрылся занавес, но переполненный 6-тысячный зал Кремлёвского Дворца благодарными аплодисментами еще долго не отпускал юных артистов и их педагогов со сцены. Спектакль убедительно показал, что Академия Русского балета во главе с народным артистом России профессором Николаем Цискаридзе держит высокий уровень подготовки будущих артистов балета.