«Для наших стран вопрос сохранения традиционной народной культуры является особенно актуальным»В рамках Фестиваля российской культуры в Китае состоялся Круглый стол.
В работе Круглого стола, прошедшего 23 декабря в режиме онлайн и посвященного тематике сохранения культурного наследия стран, приняли участие: генеральный директор ФГБУК РОСКОНЦЕРТ Андрей Малышев, директор Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова Тамара Пуртова, директор Татарского государственного академического театра им. Г. Камала Ильфир Якупов, начальник отдела международной деятельности Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина Диля Руденко, директор Российского этнографического музея Юлия Купина.
Спикеры со стороны Китайской Народной Республики: Liu Zhen – Curator of Mei LanFang Memorial Museum; Hang Kan– Reserach Institute of Yungang Grottoes; Cui Lingling – Professor of Minzu University of China; Gao Yunxiao – Director of the Stage Design Center of Beijing Peking Opera Theater; Liu Guoliang – Researcher of the Imperial History Department of the Palace Museum.
Директор Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова Тамара Пуртова подробно рассказала об основных мероприятиях Года культурного наследия народов России и отметила: «Мы находимся на далеком расстоянии, нас разделяют несколько часовых поясов, но нас соединяет дружба. Для наших стран вопрос сохранения традиционной народной культуры является особенно актуальным в связи с многонациональностью наших стран и широтой географического расположения.
Одним из главных наших сокровищ является культурное разнообразие, и мы отчетливо осознаем, что именно народное творчество способно быть основой культурного диалога, поскольку фольклор разных народов имеет много общего, что облегчает его восприятие. В то же время он отражает то специфическое, особенное, характерное для каждого народа и его культуры, что может интересовать людей разных национальностей и вовлечь их в общение».
Генеральный директор ФГБУК РОСКОНЦЕРТ Андрей Малышев подчеркнул: «В России существуют более 190 национальностей. Силами нашего учреждения по поручению Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой была создана гастрольная программа «Мы – Россия», в рамках которой по всей территории нашей страны более 40 коллективов, представляющих большинство национальностей нашей родины, выступали с широкомасштабными гастролями в каждом регионе страны. На сегодняшний день это самая масштабная гастрольная программа в области национального сценического искусства, учитывая, что Россия по территории является самой большой страной в мире». Также Андрей Малышев обратил особое внимание на работу национальных коллективов новых территорий, например, ансамбль «Донбасс», который в этом году посетил более 60 городов России. В заключение генеральный директор РОСКОНЦЕРТа выразил надежду, что с окончанием пандемии программа «Мы – Россия» будет представлена и в китайских регионах.
Директор Российского этнографического музея Юлия Купина рассказала о работе музея в Год культурного наследия народов России и создании ассоциации этнографических музеев страны. Начальник отдела международной деятельности Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина Диля Руденко отметила создание музейно-театрального квартала и рассказала о российско-китайских проектах – в частности, о предметах китайского театрального искусства, которые хранятся в Музее, и выставке, посвященной Мэй Ланьфану – китайскому актеру, исполнителю ролей женского амплуа «дань» в пекинской опере, которую проводил музей в 2016 году. Мэй Ланьфан известен как один из Четырех великих дань золотой эры пекинской оперы. Директор Татарского государственного академического театра им. Г. Камала Ильфир Якупов рассказал о значении национального театра в истории татарского народа, а также о том, как театр побывал на театральных фестивалях в Пекине и Шанхае.
Liu Zhen, Curator of Mei LanFang Memorial Museum, подробно остановился на вопросе реставрации зданий, охране памятников, связанных с жизнью и творчеством Мэй Ланьфаня, изучении его работ и организации выставок. Hang Kan, Reserach Institute of Yungang Grottoes, рассказал про гроты Юньган в провинции Шаньси – комплексе из 252 рукотворных пещер с более чем 50 000 статуй, вырезанных в толще песчаника. Liu Guoliang, Researcher of the Imperial History Department of the Palace Museum, посвятил свой доклад музею Гугун, в котором сохранено больше всего по количеству предметов китайского культурного наследия – это самый крупный музей по приему посетителей. Cui Lingling, Professor of Minzu University of China, рассказала о сохранении объектов нематериального культурного наследия, играющих важнейшую роль в развитии истории и культуры страны, а Gao Yunxiao, Director of the Stage Design Center of Beijing Peking Opera Theater, о пекинской опере, внесенной в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Россия и Китай имеют длительные и успешные взаимоотношения в сфере культуры. Организация перекрёстных фестивалей между Китаем и Россией превратилась в настоящий «культурный бренд», впечатляющий своей длительной историей, глубоким взаимовлиянием, широкой аудиторией, а также масштабностью культурных обменов между странами.
В 2021 году проходил Фестиваль китайской культуры в России, в рамках которого состоялись онлайн-совещание создателей российско-китайского мультфильма «Ник и нефритовое дерево», чтецкая программа «Я и моя Родина» и онлайн-показ танцевальной драмы «Конфуций».
15 декабря 2022 года на портале Культура.РФ состоялась трансляция спектакля «Национальное шоу России «Кострома», представленного Русским национальным балетом «Кострома». Также трансляция спектакля «Национальное шоу России «Кострома» проходит с 21 по 31 декабря 2022 года на сайте China Culture и в аккаунтах социальных сетей СGTN (China Global Television Network).
При поддержке Минкультуры России, Минкультуры и туризма КНР. Организатор – ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.