Перейти к основному содержанию

«Есть его величество Театр, и в нем – знаменитый художественный феномен – Балет»Вышел в свет новый номер (№ 3) журнала «Балет».

Слово главного редактора. Валерия Уральская: «Давайте в конце концов разберемся. Видимо, пришло время, чтобы понять что есть что и постараться услышать друг друга, и сделать выводы не ради личных амбиций и интересов, а во имя уважения и самоценного искусства: искусства театра, искусства балета, искусства хореографии, искусства танца.

Начнем с того, что у каждого народа, у каждой страны есть свои традиции. И это не праздное, и не консервативное понятие. Это вековое, сложившееся в культурный код, и образующее, централизирующее понятие. И в этом смысле Россия, наш народ и сценическое искусство имеют большие и самоценные культурные понятия, в том числе и в хореографии. Особенностью этой культуры является широта взглядов и интересов к мировому искусству, но ни в коем случае не прямые переносы на свою культурную почву, а ассимиляция достижений и ценностных явлений, и уж ни в коем случае не подражательство, что всегда ниже художественного уровня. Сказав о том, что представляется, если можно так сказать, теоретической (почти научной) основой, обратимся к практике сегодняшнего дня.

Понимая, что время (особенно очень стремительное как наше) вносит свои коррективы, спросим зрителя: пойдете ли вы смотреть (не могу употреблять слово спектакль) вечер балета второй раз? Мы это делали многократно и слышали ответы: «Было интересно, но повторить не хотелось бы» (это лучший вариант), «Мы скучали, но, если это существует, нужно хоть раз увидеть», «Нет конечно, не знаю, красиво ли это, но как-то не про людей, не про жизнь» и так далее, и тому подобное. И только единицы поклонников того или иного артиста или артистки, сожалея, что с трудом отличили того и другого от им подобных, собирались повторить просмотр и оценить, что ей или ему удалось сделать то или иное Pas. А ведь такой репертуар стал повсеместным. И если еще недавно он разбавлял богатейший репертуарный список шедевров Мариинки, то сегодня он превалирует на сцене Пермского театра оперы и балета, в театре Нижнего Новгорода и в театре Москвы (что особенно не укладывается в голове) – в Театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, любимом московскими поклонниками балета. «И с этим придется жить, смириться», – говорят балетные журналисты. И этому бурно аплодируют, кричат с правых задних рядов те, кому это задано.

Означает ли сказанное, что это плохо? Нет, конечно же.

Есть разные уровни художественной одаренности авторов – молодых хореографов. Есть разные музыкальность и дар воссоздать хореографический мотив. Есть высокий профессионализм артистов этих театров, прошедших великолепную школу классического балета наших академий, колледжей, училищ, по-прежнему верных классическому образованию. А дальше авторы этих композиций вслух заявляют, что именно это – искусство будущего. Возможно.

Но, может быть, не стоит его опережать? Ведь мы пока еще люди, а не роботы. И не только искусственный разум, но и чувства, эмоции пока характерны для времени. А новое по-настоящему – всегда осознавало традиции народа. Для России это – глубокие, заставляющие переживать (а не только наблюдать), эмоционально трогающие, очищающие чувства о жизни и ее бытии. Ведь сумели же, оставшись с театром, создать прогрессивные для своего времени спектакли Юрий Григорович, Игорь Бельский, Борис Эйфман и ряд других хореографов в театрах страны. Сумели же, став в русле времени хореографами театра, Джон Ноймайер, Ролан Пети, Морис Бежар, Джон Кранко – в своих странах.

Отмечу также, что для России программа одноактных балетов давно не новость. Достаточно назвать «Шопениану», «Петрушку» Михаила Фокина, «Послеполуденный отдых фавна» Вацлава Нежинского и ряд других, регулярно идущих и ныне на наших сценах. Но их всегда, какую бы лексику хореографы не использовали, отличала театральная природа искусства балета.

Да, существуют разные пути развития искусства танца, и направления будут умножаться, но у каждого есть свое место – свой дом. А если нет пока, то нужно, чтобы был. Эксперимент также движет развитие. Но есть его величество Театр, и в нем – знаменитый художественный феномен – Балет, и именно забота о нем заставила меня написать эти строки».

Также готовится к печати следующий номер журнала «Балет» (№ 4). В нем – итоги сезона: рецензии на премьеры в театрах страны, обзоры балетных фестивалей и конкурсов, материалы о майских юбилеях, о выпускных концертах ведущих балетных школ – Московской государственной академии хореографии, Академии балета имени А.Я. Вагановой, Хореографического училища  при театре «Гжель», колледжей имени Л.М. Лавровского и Г.П. Вишневской, а также материал о театральном творчестве известного французского кутюрье Ива Сен-Лорана и рассказ об одной из самых ярких премьер сезона 2022/23  – вечере«Блестящий дивертисмент», который состоялся в Театре балета имени Леонида Якобсона.

Оформить подписку на печатную версию журнала можно в подписных агентствах «Книга-сервис», «Урал-Пресс», «РУСПРЕССА», приобрести журнал возможно в редакции журнала и ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.