Состоялась премьера балета «Война и мир» на музыку Вячеслава ОвчинниковаПодробный рассказ о спектакле на страницах журнала «Балет».
«Война и мир» – от истории к современности
В конце лета в Крыму – на сценах Симферополя и Севастополя, а следом в сентябре в Москве – на сцене Большого театра России состоялась долгожданная премьера балета «Война и мир». В уникальной постановке помотивам одноименного романа Льва Толстого приняли участие более 200 артистов: солисты театра «Кремлевский балет»; артисты балета, оркестр и хор Донецкого театра оперы «Донбасс Опера»; артисты Марийского государственного театра оперы и балета. Балет поставлен на музыку Вячеслава Овчинникова, которая была написана для кинофильма «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. На сцене узнаваемые сюжеты: бал у Ростовых, сражение при Аустерлице, дуэль Пьера и Долохова и кульминация – великая Бородинская битва. Спектакль вместил все, чем так поражает воображение роман Толстого, но вместе с тем язык танца обогатил сюжет авторскими метафорами.
Отголоски темы, заявленной в названии романа Льва Толстого и озвученной на афише спектакля Андрея Петрова, отчетливо заметны еще с 1995 года, когда на сцене Государственного Кремлёвского Дворца балетмейстер поставил биографический балет «Наполеон Бонапарт» с музыкой Тихона Хренникова. Тогда император французов предстал страстной натурой, ведомым войной, ослепленным европейскими победами, потерявшим удачу лишь после российской кампании. Так сложилось, что эта большая, философски разветвленная тема вывела Петрова на финальном витке жизни в новый балет – «Война и мир». И он вложил в свой новый балет не только мысли, но и накопленный за все творческие годы опыт. На данном этапе хореограф почувствовал, что «ставка больше, чем жизнь».
«Война и мир» Льва Толстого – большой роман, который несет в себе черты драмы. Актуальность толстовских тем обострилась через мысли сегодняшних зрителей-граждан.
Европейский диктатор-Наполеон у Петрова по-прежнему мечтает о всемирной гегемонии. С ним хореограф сводит образ-символ – безжалостную Войну, потерявшую счет своих жертв. Образ Войны, как сквозной разрушительный персонаж, позволяет выстраивать действие балета в единое целое. Им противопоставлены хорошо знакомые герои – Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, ставшие заложниками Войны и Наполеона.
Настоящая драма невозможна без конфликта. Именно языком драмы, вернее хореодрамы, говорит со зрителями Андрей Петров в «Войне и мире». Говорит доступно – так, что забываешь о мудреностях хореосимфоний, прощаешь всюду повторяющиеся движения и порой наивно выстроенные мизансцены. У Петрова все предельно понятно, прочитывается словно внятный, грамотно составленный текст, – отгадка такой эффектной подачи в режиссуре, удивительным образом вместившей в себя все основные коллизии романа.
И еще одно важное качество творчества Петрова хореографа – романтизм. Он ярко проявляется на сцене, раскрываясь в контрастных, диалоговых, наполненных откровенными чувствами дуэтах. Они заняли большую часть действия его «Войны и мира».
Без правильного выбора композитора и художников замысел балета Андрея Петрова не был бы таким заостренным, психологически верно направленным, сконцентрированным на главном. Сценография Григория Белова (костюмы Ольги Полянской) сыграла значительную роль в наполняемости спектакля. Проекции шахмат, как фигур большой игры на европейской карте, гигантские колеса времени, перемалывающие человеческие судьбы, – философские, абсолютно читаемые метафоры художника. Музыка Вячеслава Овчинникова – обдуманный выбор вдохновленного хореографа. И метафоричная сценография Белова, и мелодичная музыка Вячеслава Овчинникова помогли хореографу ярче расставить акценты в русле единой драматургии.
Как же все соединилось? В спектакле пролог и два действия (либретто Андрея Петрова и Виктора Добросоцкого). Супер-занавес как бы перелистывает эпизоды балета без пауз-перемен.
Пролог. На сцене – персонажи в темных, закрывающих глаза повязках расходятся за кулисы – то ли слепота за накопившиеся грехи человечества, то ли непредсказуемая бездна будущего? Открытый, направленный друг на друга взгляд лишь у Наташи Ростовой и Андрея Болконского. (Перемена). Сидящий на троне Наполеон, перед ним предстает Война в образе коронованной черной дамы – так изображена жажда власти и тирания.
Первое действие. Постановщик представляет главных героев и их окружение. Разгульно-кутежная жизнь характеризует Пьера Безухова. Смерть отца отвлекает его, одаривает богатством и титулом. Пьер попадает в руки светской обольстительницы Элен Курагиной. Ее измены Пьер не простит и серьезно ранит на дуэли обидчика Долохова. События к Андрею Болконскому приходят усиливающимися волнами – ранение при Аустерлице, рождение сына и смерть жены. Пьер и Андрей, пережив тяжелые испытания, рады встрече в хлебосольном доме Ростовых. В Болконском пробуждается чувство к Наташе Ростовой. Великолепный вальс юной трепетной графини и влюбленного князя на придворном балу – яркая финальная точка балетного акта.
Второе действие. Одна картина сменяет другую. Ссоры и примирения в доме Болконских, интрига Элен с Наташей Ростовой и Анатолем Курагиным. Пьер защищает Наташу от светских пересуд. Смерть старого князя. Молитва о России и Бородино. Отвага русского воинства, смерть Андрея. Победа, мир и торжество любви.
Реализовать столь большой материал Андрею Петрову удалось благодаря режиссерским приемам, соединив танец и пантомиму. Внимание зрителей балетмейстер концентрирует на двух, параллельно развивающихся эпизодах: в доме Болконских и семье Ростовых, в сценах войны через мысли Пьера и переживания Болконского… Гостеприимная семья Ростовых, где все помогают друг другу в трудный час. Традиционная русская пляска как бы объединяет гостей и домочадцев Ростовых. В театре на фоне романтического дуэта комедиантов в масках, что помогает ощутить ситуацию острее, показана интрига Наташи Ростовой и Курагина. Масштабные батальные сцены войны выстроены на прямом противодействии сторон. Одна из самых сильных сцен – смерть Андрея Болконского, который прощается с Наташей и уходит к павшим героям и святым России, растворяясь в облаке дыма. Контрастное противопоставление сцен – прием, используемый Андреем Петровым в развитии драматургии спектакля. И это, пожалуй, самый верный путь к раскрытию идей и философии Льва Толстого. Петров показывает зрителям благородного Андрея Болконского и распутного Анатоля Курагина, готовых на войне отдать жизнь за родину. Очевиден контраст между мирной дворцово-усадебной суетой и подвигами русских солдат на поле боя, между горделивым, аристократическим Петербургом и радушной, гостеприимной Москвой…
Мировая премьера «Войны и мира» состоялась в Крыму, после которой балет увидели в Большом театре. Именно донбассовцам было суждено станцевать данную историю. А также к постановке присоединились солисты и корифеи из Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева (худрук Константин Иванов). Балет «Война и мир» – спектакль больших и малых ролей, в нем раскрылись актерские и пластические способности многих артистов разных трупп и, прежде всего, трех из «Кремлёвского балета»: Екатерины Первушиной – Наташа Ростова, Даниила Росланова – Андрей Болконский, Михаила Евгенова – Пьер Безухов. Колоритны и убедительны персонажи танцующих артистов Донбасс Оперы. Чутко проявили себя в ансамбле профессионально организованные артисты Марийского театра оперы и балета имени Э. Сапаева. Высокая исполнительская культура характеризует оркестр (музыкальный руководитель и дирижер Юрий Парамоненко) и хор Донбасс Оперы, возглавляемой Евгением Денисенко. Нельзя не отметить значительную работу, проведенную худруком постановки и Донбасс Оперы Вадимом Писаревым, ассистентами хореографа Жанной Богородицкой, Валерием Рыжовым.
Данный масштабный балетный проект, продюсером которого является заслуженный артист РФ Айдар Шайдуллин, объединил лучшие артистические силы, выявил очень важную патриотическую направленность искусства, которая, благодаря дальнейшим гастролям спектакля «Война и мир», зазвучит в городах России: Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске.
Роман Володченков
Фото предоставлены пресс-службой театра