Перейти к основному содержанию

«Величайшая русская певица, представитель русской вокальной школы»14 июня на Соборной площади Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре состоится концерт в честь 100-летия со дня рождения Ирины Архиповой.

В концерте, посвященном 100-летию народной артистки СССР, всемирно известной оперной певицы Ирины Архиповой, примут участие: Хор Государственной академической симфонической капеллы России под управлением народного артиста РФ, лауреата государственных премий Валерия Полянского, заслуженная артистка РФ Людмила Кузнецова, Юлия Томина, солисты Губернаторского симфонического оркестра Псковской области. Партия фортепиано – Артемий Великий.

В программе: С. Рахманинов – «Всенощное бдение»; А. Даргомыжский – «Я все еще его люблю!»; С. Рахманинов –«О, не грусти»; С. Рахманинов – «Сирень»; П. Чайковский – «Я ли в поле да не травушка была?»; П. Чайковский – Дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама».

Этот концерт станет художественным событием, посвященным выступлению Ирины Архиповой и Государственного камерного хора Министерства культуры СССР под руководством Валерия Полянского в 1980 году с программой «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.

Валерий Полянский поделился воспоминаниями: «Ирина Константиновна Архипова – величайшая русская певица, представитель русской вокальной школы. И мне посчастливилось с ней вместе работать достаточно длительное время.

И в то же время посчастливилось слушать, наблюдать и видеть ее работы на сцене Большого театра. Судьба нас свела так, что мы вместе с ней записывали диск русской православной музыки, а также ее соло во втором номере «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова. Это было в Успенском соборе Смоленска. Это была большая трудная работа, мы к ней готовились, несколько раз я был у нее дома. Она очень волновалась, потому что это был ее первый опыт пения с а капельным хором. Относилась к этому очень серьезно и очень ответственно. Сложность была еще и в том, что хоры в Успенском соборе находятся примерно на высоте четырнадцатиэтажного дома, и нужно было по крутой лестнице подниматься наверх. Мы выходили заранее и тихо, чтобы ей не сбить дыхание, поднимались. Работали при прохладной погоде, с трудом нагревали помещение примерно до 14 градусов, это критическая температура, меньше просто нельзя. И вот в этой сложной обстановке она пела. Помогала атмосфера собора.

По прошествии какого-то времени мы пели концерт на 1000-летие Крещения Руси, в Большом театре вместе с хором пели духовную музыку, по этому поводу даже был сделан фильм, который рассказывает об этой стороне ее творчества.

Спустя какое-то время мы с ней встретились в Большом зле Консерватории, она ходила на наши концерты, и она сказала: «Валерий, я вам так благодарна, вы меня приучили к русской православной музыке».

Должен сказать, что несмотря уже на ее возраст, даже к концу жизни, голос был свежий, звучал как нельзя лучше. Я ей как-то сказал: «Ирина Константиновна, у вас такой голос, вам еще петь и петь в театре». «Да нет, – ответила она. – В театре уже сложно, возраст есть возраст, а вот все остальное – романсы, камерную музыку, духовную я пою с большим удовольствием».

Мне, еще раз повторяю, посчастливилось пообщаться, поработать с таким замечательным человеком, замечательной певицей, какой была Ирина Константиновна».