Перейти к основному содержанию

«Великолепная премьера»О вечере «Блестящий дивертисмент» Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Леонида Якобсона рассказывает кандидат искусствоведения, профессор Наталия Зозулина.

24 апреля в Александринском театре состоялся вечер под названием «Блестящий дивертисмент», вернувший поклонникам балета непревзойденные творения Леонида Якобсона, созданные пятьдесят лет назад. В последние годы академический Театр балета его имени все активнее работает с наследием своего основателя. Еще в прошлые сезоны на сцене вновь появилась жемчужина якобсоновского репертуара и, можно смело сказать, всей русской хореографии ХХ века — «Па де де на музыку Моцарта». К счастью для всех понимающих «эрмитажную» ценность и красоту созданий Мастера, девиз «Вперед, к Якобсону!» — кредо художественного руководителя труппы, заслуженного артиста России Андриана Фадеева. Вот что он пишет в программке к концерту: «Наша труппа носит имя выдающегося хореографа, и хранить его балеты — не только наш долг, но и почетная миссия. Мы бережно и постепенно восстанавливаем его сочинения. Этот большой труд во многом ложится на наших педагогов-репетиторов, в прошлом солистов, на которых мастер ставил свои шедевры: Веру Соловьеву, Николая Левицкого, Татьяну Квасову, Валентину Климову. Авторские миниатюры Якобсона можно увидеть только в репертуаре нашего театра, и это петербургское сокровище мы с радостью показываем на самых разных сценах мира».

Якобсона нельзя перехвалить. Какие бы слова нииспользовать для характеристики его номеров, они все равно не выразят тех удивительных узоров танца, которые рождались из его неисчерпаемой фантазии. И ведь в представленной программе «Блестящий дивертисмент», расширившей рамки якобсоновского цикла «Классицизм — Романтизм», практически все номера — чистая классика, известная, как кажется, вдоль и поперек. Но какие эстетические потрясения ждут вас здесь, в хореографии Якобсона!

В постановках пятидесятилетней давности содержится неувядаемая красота. В любом номере прошедшего концерта все движения, комбинации, связки, поддержки, группы — уникальны и удивительно изобретательны. Каждая музыкально-хореографическая фраза притягивает взгляд каким-то внутренним эффектом, неожиданным открытием, новизной, озорством и дерзостью хореографической мысли. Танец и подобранная к нему музыка словно созданы друг для друга и существуют в неразъединимости своего союза. Постоянные кружения и порхания рук, бесконечный «говор» кистей — дополнительно к самим движениям — напоминают реющих в воздухе шустрых колибри, уследить за которыми — вызов для ваших глаз. Миниатюра за миниатюрой меняются образы, темы, стили танца. Этой многоликостью наслаждается не только зритель, наслаждаются и артисты.

Приятно констатировать, что сегодня труппа способна исполнить номера Якобсона и в их числе такие сложные, как два па де де, «Моцарта» и «Россини», или «Полет Тальони» — на столь достойном уровне.  Часть миниатюр представленной программы — «Па де катр», «Секстет», «Па де труа» — уже натанцована за прошлые годы, история других — «Вестриса», «Качучи», «Лебедя», «Средневекового танца с поцелуями» — только начинается в нынешнем поколении балетной молодежи. Особым поводом для гордости может служить состоявшееся возобновление якобсоновского балета «Блестящий дивертисмент» на музыку М. Глинки — в нем уже не единичные солисты, а целая группа танцовщиков овладела фигурами «высшего пилотажа».

Воскрешение этого шедевра, выпавшего из репертуара десятилетия назад, можно счесть настоящим чудом и огромным счастьем. Что называется, «увидеть Париж и умереть». Еще при жизни Якобсона я видела и помню «Блестящий дивертисмент», в котором танцевали Мансур Еникеев (в другом составе Владимир Зензинов) — Мажордом, Алла Осипенко (в другом составе Валентина Климова) и Джон Марковский — премьеры, а также две виртуозки — Татьяна Квасова и Людмила Сережникова…

И вот темная сцена зажглась, и в глаза ударила яркая алая вспышка в центре — фигура Мажордома в красном камзоле в обрамлении пяти белых пар, ждущих его сигнала к началу бала. Кирилл Вычужанин, танцовщик редкостного обаяния, исполнил роль галантного распорядителя бала XVIIIвека так, что лучше не пожелаешь — со стильной иронией он вовлекал в танец всех участников, прекрасно станцевал собственные три вариации и оказал услуги кавалера главной паре в трио и большом адажио. Красивые статные премьеры — Елена Чернова и Денис Климук, безусловно, украсили собой центральные партии, но им еще предстоит набрать чуть больше шарма, почувствовать каждую позу в «майсенском фарфоре» танца и отточить сложные поддержки. Блеска  виртуозным комбинациям танцевальной эстафеты придали четыре пары кордебалета, в вариациях распадавшиеся на женскую и мужскую группу. В финале композиция возвращалась к первоначальному рисунку — повторению живой картинки, замирающей в ожидании нового празднества.

Оправдать название «Блестящий дивертисмент» удалось исполнителям не только самого балета, но и всего вечера. Нельзя не отметить точности и виртуозности Андрея Сорокина — кавалера Полины Зайцевой (в «Моцарте») и Анастасии Мильяченко (в «Россини»), которые составили ему достойные пары.  Все более вдохновенно танцует «Полет Тальони» Алена Гривнина (жаль только, что ее последняя,устремленная в небо, поза полностью пропадает в рано наступающей темноте). Благодаря роскошному костюмированию дам и пластической игре групп мог бы засиять «Средневековый танец с поцелуями», однако он оказался станцован почти в полной темноте, как, к сожалению, и черный Лебедь Светланы Свинко. Но просто захватывающе выглядело премьерное выступление Дмитрия Соболева в «Вестрисе» — молодой артист проявил  в постижении и интерпретации образа удивительную зрелость.

Хочется верить, что новая программа Театра им. Якобсона сделается хитом петербургской сцены и будет привлекать все большее и большее зрительское внимание к гениальной хореографии мастера.